Начало   Ответить   Статистика   Поиск   Язык: rus  lat  eng 
Riga Aviation Museum. Forum. / Экспозиция / Что имеем не храним?
Автор Сообщение
alex1801
Участник
# Дата: 10 Июн 2006 09:57


Вопрос к создателям музея, или к тем кто хорошо знает экспозицию. В свое время на территории РКИИГА в районе кафедры КиПЛА стояли раритетные вертолеты – Ми-1 и Камовский, точно не знаю модель (по-моему Ка-15), а на учебном аэродроме вертолет Ми-4. Удалось ли их сохранить и приобрести в музей? И еще на аэродроме Спилве, по крайней мере в 83 году, стояли в качестве учебных для студентов РКИИГА самолеты Ан-10 и М-15 (биплан с турбореактивным двигателем). Тоже большая редкость по нынешним временам. Какова их судьба?

APKAH
Участник
# Дата: 2 Июл 2006 03:42


В музее имеется Ми-1МУ, из Киевской киностудии. Судьба Ми-1 и Ка-15(вот это по настоящему раритет) мне неизвестна. Скорее всего их уже там нестало до 1991 года. Ми-4 из РКИИГА - вот он помоему и есть в музее. И подскажите пожалуйста где находится "район кафедры КиПЛА"?
По поводу Ан-10. В Риге на Спилве стоял Сыктавкарский борт СССР-11171. В конце 80-х годов за обладание этим экземпляром развернулась 'конкурентная борьба' между Ульяновским музеем и тогдашним рижским Клубом юных лётчиков (КЮЛ). Естественно победила более сильная организация, то есть музей. Возникло одно обстоятельство: самолёт-то надо как-то доставить в Ульяновск. Решили транспортировать по воде. Маршрут легко увидеть на карте. :-)) И, поскольку подготовительные работы всегда занимают много времени, пока готовили баржу, вся эта история дотянулась до 1991 года. Самолёт остался в Риге, где и встретил конец своих дней в 1994 году (в том году начали всё Спилве резать)...

На 1991 год от М-15 остался один лишь остов. Его порезали самым первым. Неменее интересными экспонатами были первый Ил-62М, третий прототип Ил-76, одна из первых серийных Ту-134А, один из первых прототипов Як-42. Все они порезаны на металлолом. Со Спилве из 14 ЛА осталась одна лишь кабина Ан-24Б (СССР-46346),которая находится в музее.

alex1801
Участник
# Дата: 11 Авг 2006 13:06


Давно не заглядывал, только сейчас прочитал ответ. Мдя, все это очень печально - судьба уникальных экспонатов авиационной техники. Как в Латвии, так и в России. Хотя в Саратове, где я живу, есть неплохой музей техники под открытым небом в Парке Победы. Но из авиационной самые старые - это Як-1 (который много лет стоял в музее краеведения, и поэтому сохранился, он и сейчас стоит в павильоне), МиГ-15, Ту-22 - остальные типы "более молодые". А вот самолет Ли-2 и вертолет Ми-4, которые лет 15 назад валялись у пионерлагеря в пригороде Саратова, скорее всего утеряны безвозвратно. В музее их нет...

alex1801
Участник
# Дата: 11 Авг 2006 13:07


Про "район кафедры КиПЛА". Кафедра конструкции и прочности лет. аппаратов в конце 70х-начале 80х гг. находилась в одноэтажном здании на основной территории института.
Оно одним торцом примыкало к ул. Резнас. Возле него находилась площадка, на которой стояли некоторые фрагменты авиационной техники. Помню практически целый фюзеляж
Ми-1, носовую часть от Ли-2... И недалеко от кафедры был небольшой застекленный павильончик, в котором стоял Ка-15 (надеюсь, что я правильно определил его тип). Был, естесвенно
без лопастей, но помню, что была на месте "колонка" несущих винтов. В один не шибко прккрасный день крыша павильона обрушилась от снега, и вертолет пострадал. А вот дальнейшая его
судьба мне абсолютно неизвестна. Боюсь, что разделил участь многих своих собратьев. : (

APKAH
Участник
# Дата: 16 Авг 2006 06:19


Скорее всего Ка-15, фюзеляж Ми-1, кабину Ли-2, также как и Ту-104 РКИИГА (из известных мне ЛА которые порезали еще в советское время(в 80-е), как устаревшую технику. Подскажите какие еще ЛА вы видели в конце 70х-начале 80х гг. на территории РКИИГА? Или на учебном аэродроме РКИИГА в Спилве?

alex1801
Участник
# Дата: 25 Сен 2006 13:32


Доброго времени суток!
Из ЛА, в годы моей учебы находившихся на стоянках РКИИГА помню:
- на учебном аэродроме, который находился недалеко от института и соседствовал с Заводом 85ГА: Ту-154 (бортовой 85100), 2 самолета Ан-24, Як-40, 2 Ан-2, вертолеты Ми-4 и Ка-26. И бомбардировщик Ту-16. Позже вместо него установили Ту-22, который притащили из РВВАИУ.
Еще стоял Туполев, кажется 124й, но если не ошибаюсь, к 83 г. его уже не было.
Ил-18й тоже вроде еще был в 78г., а в 83м уже кирдык. И на задворках аэродрома валялся уже разрубленный-растащенный Ил-14.
- на «наших» стоянках в Спилве во время нашей учебной практики весной 83г. были: Ту-134, Ан-24, Ан-10 (салон которого использовался как учебный класс, а в кабине вроде проводили практические занятия с нашими студентами с электро и радиофакультетов, а также с курсантами РЛТУГА). И еще поблизости стоял реактивный биплан М-15, но каково было его назначение я не знаю. Может быть, он к тому моменту уже был просто «экспонатом».
Ну а если кому интересно взглянуть на саратовский музей боевой славы, приглашаю заглянуть на мой кустарный сайт по ссылке http://shaitanarba.narod.ru/photoalbum09.html
И там же на страницах … photoalbum13 и … photoalbum15 помещены мои сохранившиеся институтские, некоторые из которых сделаны на «учебных аэродромах».

APKAH
Участник
# Дата: 3 Окт 2006 11:20


>>на учебном аэродроме, который находился недалеко от института и соседствовал с Заводом 85ГА: Ту-154 (бортовой 85100), 2 самолета Ан-24, Як-40, 2 Ан-2, вертолеты Ми-4 и Ка-26
-----------------
Ми-4 и Ка-26 наверно музейные имеются ввиду?
http://avia.ak22.net/RU/KA26.html
http://avia.ak22.net/RU/MI4.html

>>Еще стоял Туполев, кажется 124й, но если не ошибаюсь, к 83 г. его уже не было.
-----------------
Этот Ту-124 перетащили в 1983 году в Вецаки в пионерлагерь Аэрик.После 91 года его распилили...

>>И на задворках аэродрома валялся уже разрубленный-растащенный Ил-14.
-------------------------
А не на Спилве он случайно был?

APKAH
Участник
# Дата: 3 Окт 2006 11:33


http://shaitanarba.narod.ru/photoalbum09.html
Классный сайт! Много интересных фоток!
А это случайно не Ли-2??
http://shaitanarba.narod.ru/aerodr2.jpg

alex1801
Участник
# Дата: 17 Окт 2006 14:29


Редко заглядываю…
В предыдущем посте, упоминая Ил-14, я имел ввиду именно эти обломки. Возможно, это и в самом деле не Ил, а Ли-2. Точно опознать не берусь, но посмотрел на снимок «почти целого» Ли-2, который когда-то видел в пригороде Саратова – вроде похоже…

vasdy
Участник
# Дата: 28 Дек 2006 04:50


в 89-м году нас, перваков РКИИГА водили на учебный аэродром рядом с институтом, помимо названных ЛА там был МИ-24, модификацию не могу назвать. Он прилетел туда своим "ходом". По легенде, этот борт воевал в Афгане. Он стоял отдельно от всей прочей техники и производил впечатление аппарата "на ходу".

schturmer
Участник
# Дата: 7 Фев 2007 06:10


Здравствуйте все! Я сам выпускник МФ РКИИ ГА 1991 года. Поступал в 1984 году, с 1986 по 1988 год проходил срочную службу в рядах Советской Армии. Был в истории института такой период. На учебном аэродроме, который находился между 85 ОЗГА и Гос НИИ ГА я впервые побывал во время ознакомительной практики на первом курсе в 1984 году. С того периода у меня осталось несколько фотоснимков, хотя производить фотосъемки на территории учебного аэродрома было запрещено - видимо из соображений режима секретности. И периодически работники АХО нас за этим занятием отлавливали, пленка неизбежно светилась и составлялся рапорт, который затем попадал в деканат, где оформлялось соответсвующее порицание. Так вот, по памяти - на 1984 год, на территории этого объекта точно находились самолеты: тот самый СССР-85100 Ту-154, тогда был развернут выхлопом в сторону улицы Дарзциема (в сторону Пурвциемса). Рядом с ним находился остов ИЛ-18, уже без двигателей, с демонтированными ОЧК (не путать с очками), но еще можно было в него залезть без риска вляпаться в дерьмо или свернуть себе шею. Из ЛА ГА точно были представлены - Ан-24 - два или даже три борта, Ан-2 - три борта в сборе точно и несколко фюзеляжей, Як-18т - три борта, Вроде припоминаю Як-40; точно были вертолеты Ми-8 борта два-три в сборе и несколько их фюзеляжей, был Ми-4, на сколько помню - полуразобранный. Из военных образцов были: Ту-16, Ту-22Р (с двигателями на киле), Миг-25, Ми-8. На территории этого объекта располагались учебные классы кафедры ТЭЛА, приснопамятная всем студентам мужеска пола военная кафедра (ныне там находится одно из подразделений Балтийского Русского института),радиополигон, ВОХР, несколко ангаров с экспонатами от военной кафедры и свалка различных техногенных девайсов. Тогда еще самолеты не растаскивали на цветмет ради цветмета. Свалка формировалась годами, но не растаскивалась. В один из дней, у нас выдалась свободная минутка, и кто-то из однокашников предложил посетить тот угол территории. Точно помню штабеля крыльев Ан-2, свернутые в бухты расчалки бипланных коробок, уже упоминавшийся фюзеляж от Ил-14, с которого частично был срублен верх обшивки, обнаружили деревянный центроплан от неизвестного нам самолета. Все вокруг было щедро усыпано частями двигателей, деталями самых различных самолетов, приборами и пр. Поскольку дело было в ноябре месяце и месяц выдался с морозцем - трава уже полегла и все было представлено в полном великолепии. Второе наше пришествие на эту территорию относится к весне 1990 года, когда мы проходили практику по курсу военной кафедры. Больше это, конечно, напоминало отдых на пленэре, но тем не менее мы вдоволь облазили военные образцы. К этому моменту на территории уже произошли некоторые изменения - СССР-85100 перетащили и развернули соплами в сторону Гос НИИ ГА, Ил-18 аннигилировал, оставались самолеты Як-18т (уже поветшавшие, с частично оборваным перкалем), оставались вертолеты Ми-8 пара бортов и фюзеляжи, к военным образцам добавился Ми-24а с фонарем "веранда". Он на самом деле совершил посадку на этой территории - об этом нам рассказывал непосредственный участник этой операции. В общем-то это было запланировано, но весь шум поднялся ввиду того, что посадка была произведена без предварительного прохода, сходу. Когда пилота костерили за фулиганство, он ,якобы человек большого роста и жизненного опыта, посмотрев сверху- вниз на брызжущего слюной препода с военки, полуизвиняясь переспросил "а где здесь еще садиться-то?" Вертолет был комплектен, за ислючением ряда приборов. Остальные самолеты к этому времени были либо вывезены на Спилве, либо утилизированы. "Свалка", на этот момент, не только не увеличилась в размерах, а скорее наоборот стала "таять" на глазах. Не забудьте, в 1990 году уже вовсю шла "перестройка" и кооперативное движение. В последний раз за время учебы я посетил эту территорию в 1991 году ранней весной на практике по курсу технической эксплуатации ЛА. Наша группа как основной самолет изучала Ту-154. Практику проходили на 85100. На тот момент двигатели работали, причем все три, выполнялась гонка шасси с поднятием самолета домкратами. В общем это был живой самолет, который пахнул керосином. У самолета отсутствовала внешняя секция предкрылка левой консоли. В АТБ Рига выпустили механизацию на регламенте, под предкрылком оказалась стремянка. Бывает. Кто-то вспомнил, что в институте есть 85100, которому с точки зрения практической аэродинамики уже все равно - есть у него предкрылок или нет. В общем, возможно, что одна из частей самолета 85100 до сих пор летает, в то время как сам самолет уже давно пошел на ложки. Сам факт этого деяния был известен видимо достаточно узкому кругу товарищей, обнаружилась пропажа во время нашей практики. Отрабатывали выполнение регламентных работ по планеру. Мне досталась левая консоль. Иду вдоль кромки, в руках книжка, где все расписано - что, где и когда смотреть и делать. Опаньки - смотрю, чегой-то не хватат. Помотал головой, все равно нету. Сбегал к коллегам на правую консоль - у них есть. Ну так и записал в осмотровой ведомости - "отсутвует внешний предкрылок левой консоли". Отдаю ведомость преподу, был такой Евгений Сергеевич Барышев по кличке "Женя Флюгер", у него глаза из-под очков на лоб вылезли - как это отсутсвует, побежал сам смотреть - нема. Тогда он напряг мастера учебного процесса. А тот был в прошлом работником АТБ Рига, и в общем, недолго отпирался. Мол надо было помочь ребятам. В последний раз 85100 я наблюдал уже при этой власти весной 1998 года. Самолет стоял в гордом одиночестве, насколько он был в рабочем состоянии сказать трудно, но фюзеляж начал покрываться зеленой плесенью или мхом. Если бы студенты реально работали на этом борту, я не думаю, что все б

APKAH
Участник
# Дата: 8 Фев 2007 11:31


to schturmer
Sposibo za interesnij rasskaz.
>>Остальные самолеты к этому времени были либо вывезены на Спилве, либо утилизированы.
Rasskazite kto pomnit kakie samoleti perevezli na Spilve? Naverno eto bila celaja specoperacija, 4erez vsju Rigu, 4erez Daugavu :)
>>Як-18т - три борта
Odin iz nih v na6em muzee - > http://avia.ak22.net/RU/YAK18T.html
>> Вроде припоминаю Як-40 -> da, bil СССР-87684.
>> был Ми-4, на сколько помню - полуразобранный
Skoree vsego imenno etot - > http://avia.ak22.net/RU/MI4.html ?
>>к военным образцам добавился Ми-24а с фонарем "веранда".
Da, Afganskij Mi-24A, e6e odin Mi-24A bil RVVAIU, kotorij sej4as v muzee -> http://avia.ak22.net/RU/MI24A.html

schturmer
Участник
# Дата: 9 Фев 2007 16:49


На самом деле моя предыдущая эпистолярия была гораздо длиннее, но видимо, при форматировке почти половина теста сожралась на сервере и откровенно, заметив недостачу, просто было лень продолжать. Поскольку интерес к инфе все таки проявлен, вкратце продолжу.
Район кафедры КиП ЛА - это как коллеги уже подмечали есть территория, непосредственно примыкающая к корпусу"19". На самом деле, под это определение попадают три объекта: первый - павильон, примыкающий к корпусу "19" со стороны ангара (бочки) СКБ - там и рухнула крыша, а экспонаты перебазировали по иным местам. Второй и третий - соответственно открытая площадка и маленький павильончик между корпусами "19" и "20" ("19" - здание корпуса кафедры КиП ЛА, "20" - здание корпуса Теории АД. ) На открытой площадке находились агрегаты, секции и детали планеров ЛА. В частности - фюзеляж Як-40, ферма фюзеляжа истребителя Як времен войны - как пример фюзеляжа сварной ферменной конструкции, центроплан с отсеком фюзеляжа и часть кабины экипажа Ил-18 (говорили, что это был последний Ил-18, снятый с эксплуатации на ап Румбула, упоминавшийся уже фюзеляж вертолета Ми-1, и много-много прочих частей, фрагментов , деталей. Там отсутствовало по определению все, что было в окончательно собранном виде. Цель экспозиции была дать понятие об устройстве и конструкции планера ЛА. И все. В рядом находившемся павильончике были расположены культовые предметы аналогичного назначения. Как и в известном киножурнале, где "...здесь рыбы нет!", площадок с этими девайсами тоже нет. Угадайте почему.
Коллеги почему-то совершенно забыли про очень интересную экспозицию РКИИ ГА - так называемый "музей двигателей". Это на самом деле была самая настоящая учебная аудитория на первом этаже корпуса "1" на кафедре КиП АД. Там были собраны образцы отечественного, зарубежного (в том числе трофейного) авиа двигателестроения. Там проводились практические занятия по курсам КиП АД, ТЭ ЛА. Помню, засунули товарища по группе в реактивное сопло двигателя НК-8-2у, и закрыли реверсные створки. А тут препод заходит. Все встают, здороваемся, затем садимся и устраиваем перекличку. Доходит очередь до него - коллега как джинн появляется из двигла. Все ржут как кони, препод в истерике, коллеге почему-то совсем не смешно. На кафедре ТАД в корпусе "20" находились "живые" двигатели, которые запускались при проведении различных лаборатоных работ. Точно помню, что были АИ-25 и НК-12! Когда запускался НК-12, было слышно далеко вокруг. Что стало с этими двигателями - не ведаю. Слышал только, что "музей двигателей" из корпуса "1" вроде как перевезли в помещения корпуса "19". Правда не знаю, в полном ли объеме экспозиции. Вообще, авиационная жизнь в бывшем РКИИ ГА не угасла, в настоящем времени она представлена в лице "Рижского авиационного института при техническом университете". Выражаю личную глубокую признательность нынешнему ректору РАИ - Мартину Августовичу Клейнхофу, моему первому куратору за время учебы в РКИИ ГА. Он действительно прилагает усилия, чтобы наш ВУЗ не канул в лету забвения. Конечно, того что порезано и отправлено на лом, уже не вернуть. Реально пополнить коллекцию музея, за счет местных ресурсов, вряд ли представится возможным. Увы, в свое время, различные меркантильные интересы ряда нетоварищей, возобладали над элементарной порядочностью. Собственно, было уничтожено представление об достаточно долгом и интересном периоде развития авиации. Народ, забывший свое прошлое, не имеет перспектив в будущем. В переплавку отправился не просто "ничей люминь", а часть нашей с Вами истории. И не самой плохой истории, если что.

APKAH
Участник
# Дата: 10 Фев 2007 07:51


schturmer - sposibo za interesnij podrobnij rasskaz :)
>>часть кабины экипажа Ил-18 - a bili li v RKIIGA kabini ot Tu-104,Tu-124, kotorie sej4as v muzee?
>>был последний Ил-18, снятый с эксплуатации на ап Румбула
A v kakom godu zaver6ilosj ispoljzovanie Il-18 v LaUGA?

schturmer
Участник
# Дата: 10 Фев 2007 08:19


По кафедрам, на которых проходил обучение мехфаке, не наблюдал кабин от 104 и 124. Но не исключаю, что это могли быть образцы с кафедр братьев по разуму - ФАРЭО или ФАО. Кабина вообще, больше напичкана приборами, из которых для "слонов" интерес представляла мизерная часть. Скорее всего "ноги" этих кабин произростают именно оттуда, если есть таковая информация, что кабины из РКИИ ГА.
По поводу окончания эксплуатации ИЛ-18, информацией не располагаю, но есть у кого спросить. По поводу именно того образца вспомнил такую деталь - будучи самолетом, этот борт попал при перелете реки "Волга" сначала в нисходящий поток, а по достижению второго берега в восходящий поток. При этом перегрузка превысила эксплуатационную плюс коэффициент запаса прочности. Крыло очень сильно деформировалось, но аэроплан не развалился в воздухе и несмотря на то, что крыло скорее напоминало бумеранг, чем крыло, самолет приземлился без жертв. Самолет, естественно , списали, и отдельные фрагменты попали в РКИИ ГА. Деформации центроплана нам и демонстрировали. А вовсе не Д16АТ.

APKAH
Участник
# Дата: 10 Фев 2007 09:22


:)
Kabini popali v muzej iz:
Ту-104А Из колхоза Накотне(Елгав. Р-он)
Ту-124 (тренажер) - Учебно-Тренировочный Центр
Ту-134Б - разбился в аэропорту Адлер (Сочи) 6 января 1981 года при посадке с заторможенными колесами. К счастью никто непострадал. Налет к тому времени у самолета был всего лишь 1416 часов. Причина аварии - ошибка экипажа. Самолет разрезали на металлолом, а кабину Ту-134Б отправили в Ригу. Везли ее из Адлера на Ан-12 специально для Рижского авиамузея.
Ан-24Б - Спилве.учебный аэр. РКИИГА (samolet porezali v 1997)
----------------
U menja estj vopros. Letom 2006 goda ehali iz Rigi v Ogre, i proezhaja po shosse mimo kafe-bar4ika s pravoj storoni uvidel za nim An-24 i kabinu Tu-134...
Moe udivlenie trudno bilo peredatj. Otkuda tam oni okazalisj? Smotrel 4erez google.maps, no najti tak i ne smog...Mozhet kto nibudj znaet 4to oni tam delajut i komu prinadlezhat :]
Kstati,po tomu zhe maps.google.com, izlaziv vse aerodromi Latvii, na6el na aerodrome Liepaja Mig-21 i Su-24!!!:] O4enj hotelosj bi uznatj komu oni prinadlezhat. I kak tam okazalisj...

schturmer
Участник
# Дата: 11 Фев 2007 04:32


Конечно знаю кому принадлежат. Это не в Огре, а пару километров за Огре по Московскому шоссе в местечке под названием "Циемупе". Кафе называется "Дакота". Хозяин аведения - Юрий, в прошлом авиатехник. Очень коммуникабельный человек. По его словам, кабины выкуплены им в ап Рига, при разделке самолетов на лом. До этого самолеты, уже будучи списанными, использовались для тренировок спецподразделений, о чем свидетельствовали многочисленные "плевки" пейнтбольных маркеров. Кабины им тщательно восстанавливаются. Вообще он очень трепетно относится к предметам авиационного и военного наследия. Посетите сами его заведение. Там есть на что посмотреть, есть с кем и о чем поговорить. Удивительно, но в наших с ним беседах, он отзывался о персоналиях из авиомузея, как о старых знакомых. В контексте Вашего вопроса это несколько странно.

APKAH
Участник
# Дата: 12 Фев 2007 10:25


Da, uznal toljko sej4as...a u vas neimejutsja slu4ajno fotografii etih kabin?:)A to ja sej4as v Anglii, i vozmozhnostj priehatj, posmotretj svoimi glazami toljko letom..Naskoljko pomnju, tam dve kabini ili bolj6e?

schturmer
Участник
# Дата: 12 Фев 2007 15:07


Фотографий не имею, но в принципе можно доскочить до Юры, я не думаю, чтобы он был сильно против фотосъемки. Скиньте инфу, куда слить фото, или могу повесить на fotki.lv. Вообще, экспозиция у него не малая, и были у него идеи создания музея Ла УГА. Есть у него помимо прочего различные фотодокументы, очень интересные.

APKAH
Участник
# Дата: 13 Фев 2007 14:09


:))) Da na fotki.lv bilo bi otli4no! Vi menja zaintrigovali, kak priedu objazateljno zagljanu v kafe Dakota!:)))
>>> Вообще, экспозиция у него не малая
zna4it pomimo dvuh kabin estj ewe interesnie eksponati?:)

schturmer
Участник
# Дата: 13 Фев 2007 15:51


А то! Юрий вообще с уклоном на военный антиквар. Есть там любопытнейшие образцы в том числе от девайсов WWII и не только авиационные. Если человек принимал неоднократное участие в экспедициях по извлечению погибших самолетов времен минувшей войны, сами понимаете, есть что посмотреть. В свое время мы с ним общались как раз больше на тему "что где упало в давнее время". Ну а на десерт, можно и на танки взглянуть. В ближайшие выходные скатаюсь к нему в гости. Если бог даст погоду для съемок.

Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль 
 Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.
 

Поддержка: forum software miniBB™ © 2001-2006